И системную, и несистемную оппозицию это не интересует — её интересует власть, которая обеспечит другой формат действующей системы хапка, уже с участием "несогласных". Потому что проспект Сахарова и Болотная, вся эта "несистемная оппозиция" — это те части системы хапка, которые вследствие кризиса выпали из системы и оказались лишены возможности хапать.
Дело именно в том, что у нас создана неэффективная, криминальная, бандитская модель капитализма, по сравнению с которой даже советский социализм, со всеми его недостатками, выглядит вершиной цивилизации и здравого смысла.
Александр НАГОРНЫЙ, политолог, заместитель главного редактора газеты "Завтра".
Я полностью согласен со всеми выступавшими в их критической характеристике нынешнего социально-экономического состояния России. Что же касается непосредственно проблемы конвергенции, то все вы помните знаменитое высказывание Джеффри Сакса, датированное 1998 годом: "Мы начали проводить реформы в России, положили больного на стол и вскрыли ему грудную клетку, но у него оказалась другая анатомия".
Это как раз свидетельство того, что конвергенция — вовсе не сближение, а тем более — не органический синтез различных начал, а чисто внешнее сходство организмов, обитающих в одной среде и занимающих в ней одну экологическую нишу. Акула и дельфин внешне похожи между собой, но у них внутри очень мало общего, поскольку рыба и млекопитающее — совершенно разные типы живых организмов. Скрестить акулу с дельфином и получить жизнеспособный гибрид у вас не выйдет ни при каких условиях.
Так что Руслан Имранович правильно сказал, что налицо не конвергенция, а поглощение одной модели другой. Финансовые системы Индии, России, Евросоюза и Бразилии так или иначе регулируются Федеральной резервной системой, являются составными частями всемирной "империи доллара". Поэтому отмеченный Сергеем Юрьевичем конфликт между американским глобализмом и суверенным госкапитализмом ряда крупных стран современного мира не представляется мне принципиальным, а тем более — определяющим. Доллар их задавит точно так же, как сегодня он давит ЕС.
В 2010 году Путин сказал, что государство "заработало" на кризисе почти 200 млрд. рублей. Конечно, если считать в рублях, то заработало. А если считать в долларах по обменному курсу, то оно потеряло свыше 200 млрд. долларов. Но если кто-то теряет, то кто-то находит. Нашли их американцы, нашла ФРС, которая "стерилизовала" таким образом свои обязательства перед нашей страной. И, если будет нужно, "стерилизует" еще больше — все механизмы здесь отработаны уже до автоматизма
Практически единственный остров независимости от доллара — это Китай. В своё время я работал в Гарвардском институте международной экономики, который тогда возглавлял Дуайт Перкинс — не Джон Перкинс, автор популярной книги "Исповедь экономического убийцы", а Дуайт Перкинс, известный экономист и китаевед. У меня с ним завязались дружеские отношения, мы очень много и откровенно беседовали. Он по линии МВФ готовил программы рыночных реформ для многих стран, в том числе для Китая. И я его спросил, как ему работается с китайцами. Он ответил: "С китайцами? Замечательно! Вот мы подготовили пять томов с детальной программой реформирования экономики КНР. Каждый год к ним приезжаем с новой редакцией. Нас селят во дворцах, кормят, развлекают, возят по стране, всё показывают, во всём с нами соглашаются. Потом мы уезжаем, они наши предложения выбрасывают и делают то, что сами считают нужным". Разумеется, мой следующий вопрос был о результатах такой практики. "Вы же сами видите — результаты великолепные!" — отвечал мистер Перкинс. "А перспективы?" "А перспективы такие, что, вероятнее всего, они придут к созданию собственной модели экономики, максимально замкнутой и минимально зависящей от внешнего мира".
Я к чему это веду? К тому, что конвергенция сама по себе не является одним из механизмов эволюции, механизмов развития, но лишь побочным следствием действия этих механизмов. Китай развивается, идёт вперёд семимильными шагами, но никакой конвергенции там нет — у него своя собственная модель развития, не имеющая ничего общего с западной. А российская экономика в результате "рыночных реформ" уподобилась экономике стран "третьего мира", особенно стран Латинской Америки. Да, это конвергенция. Но это не развитие. Это деградация.
Протоиерей Всеволод (ЧАПЛИН).
Я согласен с тезисом о том, что ни современный капитализм, ни возвращение к социализму советского типа не являются выходом из тех глобальных проблем, с которыми сталкивается современное человечество. Это два пути, которые ни в коей мере не могут быть адекватными путями в будущее. Мы жили при советской власти, и сегодня даже те люди, которые продолжают исповедовать марксистские взгляды, не могут не признать того, что крах Советского Союза был закономерным следствием реализации заложенных в этот проект идей. Точно так же опыт последних двадцати лет заставляет нас вынести приговор глобальному капитализму. Принцип "деньги делают деньги", лежащий в его основе — это принцип глубоко безнравственный, античеловеческий, и он осужден христианами всего мира, за исключением некоторых конфессий Юга США. Мы примиряемся с тем, что сегодня эта система доминирует во всем мире, но это не значит, что мы считаем эту систему не подлежащей изменениям или вообще достойной существования. Альтернативы не могут не обсуждаться в мире, не могут не обсуждаться в России. И они должны активно и свободно обсуждаться.
И когда мы ищем третий, четвертый, десятый путь для нашей страны и для мира, нам не надо отвергать никаких вариантов развития событий, будь то выборная или наследственная монархия, будь то парламентская республика или усиление президентской власти, — нам нужно, по словам апостола Павла, всё испытывать и держаться хорошего.
Это наш долг как верующих православных христиан, это долг власти, это долг всего нашего общества. Все мы должны максимально внимательно относиться к нашим традициям, в рамках которых осуществлялось историческое развитие народов, населяющих нашу страну, в том числе и в первую очередь — к православной традиции, с которой связано подавляющее большинство населения Российской Федерации.
Олег БОГОМОЛОВ.
Благодарю вас, отец Всеволод, благодарю всех участников нашей дискуссии, материалы которой обязательно будут доведены до кабинетов государственной власти и хотя бы в малой степени помогут преодолеть до сих пор царящий там гипноз "вашингтонского консенсуса". Конечно, мы не должны пытаться слепо копировать чей-либо опыт, чьи-либо модели: хоть американскую, хоть китайскую, хоть какую угодно еще, — а создавать оптимальную для себя, российскую модель, с учётом всех наших традиций. Эта задача очень сложная, творческая, но мы не имеем ни права, ни возможности отказываться от неё, потому что в противном случае будем обречены на слепое копирование и догоняющие модели развития, что является тупиковым и бесперспективным занятием.
Рекомендуем к прочтению:
Мегамашина
Битва за историю
В поисках альтернативы
Русский Ленин
Пасхальный свет русской истории
Реклама
Комментарии
Toja_Ebanutiy , [деактивирован] time datetime="2012-08-01 09:37:25.623387" 01.08.2012 09:37 time
комментарий скрыт
Иван Смирнов , time datetime="2012-08-01 12:25:03.645706" 01.08.2012 12:25 time
Фактически все выступления на этом обсуждении,кроме Чаплина - про-социалистические,самое дельное - у Нагорного,а Чаплин,верный духу современной про-правительственной верхушки РПЦ,обязательно должен был попинать СССР,что он и сделал.
николай смирнов , time datetime="2012-08-01 12:45:14.147302" 01.08.2012 12:45 time
О,ещё один однофамилец объявился - с прибытием! Тут в комментах как-то Андрей Смирнов мелькал,наверняка не актёр-режиссёр,судя по высказываниям,а другой человек. Чтож,наша фамилия сейчас оказалась самой распространённой в России.
Позицию однофамильца разделяю,что лично мне приятно.
Иван Смирнов , time datetime="2012-08-01 22:16:29.494162" 01.08.2012 22:16 time
Спасибо!
Nina Ni-s , time datetime="2012-08-01 14:08:15.209138" 01.08.2012 14:08 time
Полностью согласна,ув.Иван Смирнов,абсолютно точно сказано.